НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
— систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т. е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид.

Например, есть высказывания Эмерсона, Вильсона и Адамса о миссии Америки, которая должна управлять миром, а есть «образ» американской мечты («чистильщик сапог, который стал миллионером»), который тиражировался писателями, киноиндустрией. Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии.

Национальная идея конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих ее содержание. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, вопрос о важных исторических победах, о поражениях, оставивших исторический шрам, о точках развилки истории и сделанном историческом выборе, об историческом будущем и целях существования, о специфическом месте на карте мира, среди соседей, в мировой культуре и мировом разделении труда, об основаниях и чертах народного характера и проч.

Национальная идея часто представляется как продукт произвольного исторического конструирования или выбора великих политических деятелей («князь Владимир выбрал православие как религию и крестил Русь», Петр I «Россию поставил на дыбы», повернул в сторону Европы» и т. д.), но в то же время другие мыслители настаивают на нечеловеческом происхождении национальных идей («Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней вечности», — писал В. Соловьев).

Россия на протяжении своей истории сменила несколько «национальных идей». После возникновения именно русского государства (до того это были различные славянские и финно-угорские племена) князь Владимир принял православие в качестве государственной религии и идеологии. Монгольское нашествие и потеря суверенитета привели к тому, что собственная идентичность стала переживаться наиболее остро, появилось множество монастырей, святых. Это был период «Святой Руси». Падение Византии и освобождение от ига Орды позже вообще сделало Россию чуть ли не единственной сильной православной державой, возникла концепция «Третьего Рима».

Смутные времена были связаны с поиском новой идентичности, колебаниями между приверженностью старым порядкам и мессианством России и влиянием Европы. Петр I разрешил это противоречие, начав вестернизацию России, но с дальней целью — саму Россию сделать лидером Европы (чтобы Россия рожала «собственных платонов и быстрых разумом невтонов»). XVIII в. был веком увлечения Голландией, Германией, Францией, вообще Европой в России.

Иллюзии кончились после похода Наполеона и победы русских, когда стало ясно, что Европа больше ничему Россию научить не может и сама слабее духом, сама переживает закат. Чаадаев, Пушкин, Достоевский, Соловьев, Федоров и другие мыслители вновь ставят вопрос о предназначении России.

Вопрос в целом решался в консервативном духе: Россия — страна, которая должна спасти мир от одностороннего механистического бездуховного материализма Запада, любовью скрепить все человечество, Запад и Восток, объединить все начала, дать религиозное основание науке и технике, накормить и одеть угнетенных и страждущих. XX в. можно рассматривать как неожиданную реализацию этого принципа, либо переинтерпретацию, обновление национальной идеи.

СССР видел своей миссией освобождение человечества от эксплуатации, построение самого правильного и справедливого общества, с прогрессом, служащим человеку. Москва претендовала на роль эталонного коммунизма, все отклонения от которого считала ревизионизмом.

Крах советского проекта привел к новому смутному времени, сейчас вопрос о национальной идее для России более чем актуален. Гарантированно суверенен только тот народ, чей суверенитет никто не только не может, но и не хочет колебать. А это возможно только тогда, когда народ обладает ценностью в глазах других народов, когда он уникален, незаменим и неповторим, когда несет миссию, нужную другим народам. Когда он, говоря языком рынка, имеет «уникальное торговое предложение», «уникальное позиционирование». Но мало быть уникальным: Северная Корея тоже уникальна. Важно быть нужным другим, быть востребованным. Если Россия не связана ни с какой ценностью, ни с чем дорогим, то ее никто не будет беречь, ни мы сами, ни соседи, никто в мире.

Тот, кто хочет быть сувереном, гарантированным сувереном, тот должен обеспечить себе такое место в мире, когда другие государства предпочтут умереть сами или нанести вред себе, нежели покуситься на того, кого считают воплощением некой духовной ценности.


Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ" в других словарях:

  • Национальная идея — в философии  систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных… …   Википедия

  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально философских или общественно политических текстов, художественных произведений. Соответственно, Н. и. может иметь как… …   Современный философский словарь

  • Национальная идея —    элемент, часть национального сознания в наиболее отчетливом виде прослеживается в новоевропейский период (XVI XIX вв.), т. е. период консолидации европейских наций, формирования национальных государств. Главным содержанием Н.и. является… …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • идея — и, ж. idée f, пол. idea <, лат. idea <гр. idea. 1. Первоначально, с посл. десятилетия в сфере школьного образования, где и. общее представление, понятие о предмете (и. общей истории). Бирж. 154. Надлежит Бунонову идеу Гистории общей с… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… …   Этнопсихологический словарь

  • Идея национальная —    см. Национальная идея …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Национальная школа хартий — (ENC) …   Википедия

  • Национальная медицинская премия "Призвание" — Национальная премия Призвание учреждена в декабре 2000 года программой Здоровье Общественного российского телевидения (ОРТ). Идея премии принадлежит ведущей программы Здоровье Елене Малышевой, соорганизатором выступил бывший врач Скорой помощи ,… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Национальная премия "Призвание" — Церемония вручения Национальной премии "Призвание" лучшим врачам России состоится в пятницу в Москве в театре "Московская оперетта". Праздничный концерт и сама церемония, которая станет восьмой по счету, традиционно проводятся …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»